Адаптированная программа
[ Скачать с сервера (839.2 Kb) ]28.09.2015, 16:15

 

  1. Пояснительная записка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» является образовательным учреждением, в котором воспитываются и обучаются 80 детей от 1,5 – 7 лет, среди них  есть дети страдающие значительным снижением слуха и глухонемые. Дети являются инвалидами детства.

Официальное сокращенное наименование Учреждения на русском языке: МБДОУ д/с « Улыбка».

Основными целями Учреждения являются:

реализации гарантированного права воспитанников на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

 

обеспечение условий воспитанникам для воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления, социальной адаптации и интеграции в общество.

 

Дополнительным видом  деятельности  Учреждения  является предоставление дошкольного образования детям с нарушениями слуха. Нормативный срок освоения программы дошкольного образования для глухих и слабослышащих детей не менее 4-5 лет. В Учреждение принимаются дети от 1,5 лет до 7 лет. Направление детей в Учреждение осуществляет Учредитель, с согласия родителей (законных представителей).

 

Воспитанники, обеспечиваются 3 разовым бесплатным горячим питанием и второй завтрак. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

 

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения.

 

МБДОУ д/с « Улыбка» функционирует на основе Устава  (Постановление №214 от 27.03.2015г. ОГРН 1146182002812), лицензии (регистрационный номер лицензии: № 4317 серия 61Л01 № 0001866 от 9 февраля 2015г.). Срок действия лицензии: бессрочно.

 

Обучение детей с нарушение слуха в ДОУ осуществляется по следующей дополнительной адаптированной общеобразовательной программе.

 

 

 

 

  1. Возрастные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ

 

  • детском саду воспитываются дети, имеющие нарушения слуха III и IV степени тугоухости, глухие дети раннего и дошкольного возраста (с 1,5 до 7 лет) В моторном и физическом развитии многие дети с нарушением слуха отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др. Отставание в моторном развитии у таких детей в раннем возрасте неблагоприятно сказывается на общем развитии. Для физического развития этих детей характерны сниженные антропометрические показатели, нарушение осанки, уплощение стоп. Недостатки моторики часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в неловкости, неточности, замедленности, напряжении и др., что обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическим нарушением тонуса мышц. Все это, а также недостаточная двигательная активность обусловливают, помимо общих с массовыми садами задач физического воспитания, необходимость специальной коррекционно-воспитательной работы по устранению имеющихся дефектов.

 

В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше. Такие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок, могут воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Он зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений ребенок с нарушением слуха может различать зрительно артикуляторные образы целых слов. Двигательные ощущения играют важную роль в овладении детьми устной речью.

Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а глухой – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата. Двигательные ощущения у детей с нарушением слуха – средство самоконтроля, база, на которой формируется речь, особенно такие ее формы, как устная, тактильная, мимическая(при классической системе обучения глухих). На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется – от 10-12 мин. В начале данного возрастного периода до 40 мин. Наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3-4 года раньше), вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.

Существует зависимость запоминания от способа предъявления материала. Значительно хуже запоминаются ими объекты, которые предъявляются им по частям, не целиком, по сравнению со слышащими сверстниками. Им труднее мысленно воссоздавать образ фигуры без непосредственного восприятия целой фигуры. При предъявлении целой фигуры запоминание не имеет больших отличий от запоминания слышащих. У глухих детей, которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процессах. Такие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно-логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. Без специального обучения речь у глухого ребенка практически не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. По-разному идет у глухого и слышащего овладение и устной и письменной речью.

 У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у глухого эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются глухим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для глухого некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий.

У детей затруднено планирование излагаемого материала. При изложении они иногда дают описание частностей, упуская главное. А.М. Гольдберг, характеризуя письменную речь глухих детей, указывает на такие ее особенности: неправильный выбор слов, искажение звукового состава слова, ошибки в сочетании слов в предложении, пропуски слов. Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми. Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры слабослышащих детей, запаздывание ее сроков проявления по сравнению с играми слышащих детей.

Игры слабослышащих и глухих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения. Для детей с нарушенным слухом характерны трудности игрового замещения, когда происходит перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от функции данного предмета, обозначить его другим наименованием и действовать в соответствии с ним для маленького тугоухого ребенка очень сложно, так как значение слов длительное время закреплено за одним предметом. Полноценная сюжетно-ролевая игра, предполагающая построение и варьирование сюжета, усвоение ролевого поведения и ролевых отношений, использование предметов-заместителей, у большинства детей с нарушениями слуха не появляется и в старшем дошкольном возрасте.

 

  1. Приоритетные направления деятельности учреждения по реализации адаптированной образовательной программы ДОУ

 

Дополнительным направлением воспитательно-образовательной работы является обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе.

 

  1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации адаптированной образовательной программы ДОУ

 

Цель: обеспечение разностороннего развития глухих детей дошкольного возраста с учетомих возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, коррекция нарушений психо-физического развития; подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе средствами и методами инклюзивного обучения.

 

Задачи:

 

  1. Удовлетворить особые образовательные потребности, обеспечивающие формирование и развитие ребенка-дошкольника с нарушениями слуха и оказание специальной коррекционной помощи детям с нарушением слуха

 

  1. Использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных» путей  обучения.

 

  1. Обеспечить особую пространственную и временную организацию коррекционно- развивающей и образовательной среды. Раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения посредством взаимодействия с культурно- образовательными учреждениями микросоциума.

 

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса

 

Сроки освоения образовательных программ определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не менее 4-5 лет. Программа предназначена для работы с глухими детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, рассчитана на 5 лет обучения по всем основным направлениям развития детей, а также квалифицированную коррекцию недостатков физического и (или) психического развития детей с нарушением слуха и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Коррекционно-развивающую  работу;

Образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  ходе  режимных моментов;

Самостоятельную  деятельность  детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проведение образовательной работы не только обогащает общее развитие ребенка с нарушением слуха, приближая его к развитию нормально слышащих детей, но и создает базу для коррекционно-развивающей работы, так как каждая образовательная область содержит специальные задачи.

Образовательную деятельность осуществляют педагоги группы: воспитатели и логопед, а также педагог-психолог, музыкальный руководитель.

 

Коррекционно-развивающую работу проводит учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по заданию учителя-дефектолога.

 

Освоение детьми с нарушением слуха адаптированной образовательной программы осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, тактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации. Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением слуха состоят из необходимости включения как можно большего количества различного вида наглядности, моделирования и практической деятельности с предметами, индивидуальном и дифференцированном подходе, сниженном темпе обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, возврата к уже изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Образовательная деятельность и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждой игровой или другой детской деятельности должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, обучающих и воспитательных задач. Все специалисты, работающие в ДОУ используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод, как ведущий.

 

1.5. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:

  • «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

 

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с СанПиН 2.4.1.3049-13.      Санитарно-эпидемиологические       правила     инормативы.(Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013г.)

 

● Приказ от 30 августа 2013 г. №1014, Об Утверждении порядка организации и осуществления    образовательной      деятельности      по      Основным Общеобразовательным программам Дошкольного образования «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

 

● «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 20.07.2011 г. № 2151)

 

Адаптированная образовательная программа построена на основе качественного, генетического, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.

 

Программа  сформирована  в  соответствии  с  принципами  и  подходами,

Определѐнными ФГОС:

 

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

 

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

 

  • строится с учѐтом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

 

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

 

Специфические принципы воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха:

 

● Принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

● Принцип научной обоснованности и практической применимости;

 

● Принцип доступности, учета уровня психического развития ребенка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы;

 

● Принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;

  • Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.
  • Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;
  • Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве;
  • Принцип амплификации развития (А.В.Запорожец) в противоположность принципу интенсификации;
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Принцип преемственности между специальным дошкольным учреждением и начальной школой соответствующего типа.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: МБДОУ
Просмотров: 1889 | Загрузок: 106 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Адрес детского сада: МБДОУ д\с "Улыбка" ст. Верхнекундрюченская, ул. Центральная 2а, Усть-Донецкий район,Ростовская область.
Сайт детского сада
Будем рады ответить на все ваши вопросы На сайте в разделе "Обратная связь"
Наш сайт посетили