Проект «Путешествие на Север»
Тип проекта:
познавательно-игровой.
Вид проекта:
творческий, познавательный, групповой.
Продолжительность проекта:
краткосрочный.
Сроки реализации: 2 недели.
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети старшей компенсирующей группы для детей с нарушением речи, родители.
Актуальность темы:
Бесспорно, что для успешной социализации детей с нарушениями речи целесообразно строить образовательную работу на понятном и близком дошкольникам материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Но при расширении кругозора дошкольников появляются познавательные интересы, которые необходимо помочь ребенку осознать. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с миром, природой. Благодаря этому, возможно формирование у детей осознания неразрывной связи жизни человека и человечества с природой.
Учитывая, что проект реализуется в компенсирующей группе для детей с нарушениями речи, основным направлением является развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками в процессе познания холодной климатической зоны.
Цель проекта:
Развитие свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о севере как о климатической зоне со свойственными ей особенностями. Расширение кругозора дошкольников по данной теме.
Задачи проекта:
1. Сформировать представления о Севере, климате этой полосы, животных севера, их образе жизни, коренных народах, экологически грамотном поведении человека с природой.
2. Включать детей в систему социальных отношений в процессе обучения сюжетно-ролевым, подвижным и театрализованным играм, в которых воссоздаются социальные отношения между людьми, проживающих в северных районах и взаимоотношение человека с природой крайнего севера.
3. Развивать коммуникативные умения как средство познания и установления контактов со сверстниками и взрослыми.
4. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, познавать, получать новые знания, умения, навыки.
5. Воспитывать интернациональные чувства, любовь к Родине.
6. Привлекать родителей к совместной работе с педагогами по вопросам успешной социализации детей и формированию у них познавательного интереса.
Предполагаемый результат
1. Организация сюжетно-ролевой игры «Путешествие на Север».
2. Выставка продуктов детской творческой деятельности:
альбом о природе севера, о животных севера, о деятельности людей на Севере:
Коллективное конструирование «Чум»;
Рисунки: «Северный олень», «Жилище оленеводов» «Девочка в кухлянке»;
Коллективное рисование «Полярное сияние»;
Лепка «Олень», «Тюлень на льдине».
Дети
• Дети имеют представление о зоне крайнего севера, о климатических условиях, об особенностях жизни животных и птиц в условиях холода, о коренных народах севера, о взаимодействии человека и природы в условиях низких температур.
• Дети учатся сотрудничеству со взрослыми (родителями и педагогами) и со сверстниками в процессе совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
• Дети активно вступают во взаимоотношения с окружающими людьми
по вопросам крайнего севера. Могут построить связное осознанное высказывание по данной теме, умеют поддержать беседу со взрослыми и сверстниками о севере.
• Дети активно используют полученные знания в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
• Дети осознают неразрывную взаимосвязь в природе всего живого. Учатся беречь природу и заботиться о ней. Испытывают ценностное отношение к окружающему миру.
• У детей формируются элементарные учебные навыки. Дети овладевают способами получения информации в процессе взаимодействия с родителями и педагогами.
Педагоги
• Приобретают новый опыт работы по вопросам социализации дошкольников.
• Повышают профессиональное мастерство.
• Повышается экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
• Пополняется развивающая среда в группе.
• Повышается мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по вопросам социализации дошкольников.
• Повышение заинтересованности родителей в успешной социализации
детей.
• Обогащение уровня экологических знаний родителей, появляется
понимание необходимости чаще взаимодействовать с детьми в домашних условиях, поддерживать познавательный интерес детей к окружающему миру.
Предварительная работа:
Подбор художественной литературы.
сказки о севере «Кукушка», «Айога»,
рассказ «Лопаренок»,Е. Емельянова «Окся-труженица»,
рассказы о севере (научные, детские).
разучивание стихотворения Ю. Шестопалова «Северное сияние».
рассматривание фотографий природы севера, животных севера, оленеводов, научно-исследовательских экспедиций, северных городов, ледоколов, современной снегоходной техники.
Подбор подвижных игр «Хейро», «Олени и пастухи».
Использование ИКТ- технологий:
Подбор мультфильмов, научно-популярных фильмов по данной проблеме; «Умка», «Тундра», «Север», «Ледокол».
Подбор материала в глобальных компьютерных сетях INTERNET; фото животных. Природы севера, подбор информации по теме; создание ознакомительной презентации по теме с музыкальным сопровождением «Мы поедем мы помчимся на оленях…» в исполнении Рината Ибрагимов.
Взаимодействие педагогов (воспитателя, учителя-логопеда) по вопросам планирования деятельности по проекту.
Подбор музыки:
П. И. Чайковский «Декабрь»,
песня «Лесной олень»,
песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним…» музыка М. Фрадкина, М. Пляцковкого,
песня М. Пляцковкого «Мы отправимся в тюлению».
Подбор диагностического материала
Продукт проектной деятельности.
«Транспорт»
«Найди маму детенышу»
«Животные севера»
«Транспорт севера»
- Викторина «Крайний север»- итоговое мероприятие.
Итоги проекта.
- В результате познавательной деятельности у детей сформировались углубленные знания о Севере, климате этой полосы, животных севера, их образе жизни, коренных народах.
- Развиваются коммуникативные умения, как средство познания и установления контактов со сверстниками и взрослыми.
- Развивается у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, познавать, получать новые знания, умения, навыки.
- Обогатился словарь детей.
- Продолжаются формироваться навыки безопасного поведения.
|