Особенности планирования и анализа воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Особенности планирования и анализа воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное и содержательно-насыщенное и орга¬низационно-оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев). Он представ¬ляет собой определенную систему, компоненты которой - содержание, средства, методы, формы взаимодействия вос-питателя и воспитуемых. Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятель¬ность и результат. На первом, подготовительном этапе педаго¬гического процесса определяются цель, конкретные зада¬чи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогно¬зируются результат и схема процесса, подбираются мето¬ды воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завер¬шается подготовительный этап планом перспективной ра-боты, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата. План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На основном этапе осуществля¬ется педагогическое взаимодействие воспитанника и вос¬питателя ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль по¬могает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произве¬сти коррекцию, внести необходимые дополнения или изме¬нения. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок, не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Этот этап потому и называется ос¬новным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи. Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь - ответную реакцию ребенка на воздействия. Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основ¬ном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образо¬вания недостатков. Еще раз рассматриваются правомер¬ность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наи¬лучший результат, и то, что оказалось малодейственным. Конечно, эта работа трудоемка. Но без нее педагог не станет мастером своего дела. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Существует несколько важных условий, которые воспитателю необходимо соблюдать при планировании: • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования; • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ; • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода; • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат. Важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов. План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Поэтому, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации,важно соблюдать принцип перспективного и календарного планирования. План воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; • комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни. Рассмотрим один из вариантов модели плана работы воспитателя детского сада, работающего по программе « От рождения до школы», ставшим результатом деятельности творческой группы. Данная модель плана состоит из четырех разделов. Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года: • "Сведения о детях и родителях"; • "Взаимодействие с семьями детей"; • "Режим дня группы на холодный период года"; • "Режим дня группы на теплый период года"; • "Листок здоровья"; • "Система закаливания в группе"; • "Двигательный режим"; • "Гимнастика"; • "Результаты обследования речи детей"; • "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи". Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков. Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми ММесяц и недели Ссобытия, ппраздники, т тртрадиции ТТема Организация развивающей беседы для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семьей Представленная таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться тематически образующими факторами: • первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники); • второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный тематически образующий фактор, как и реальные события; • третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач. • четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия. Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности: • игровая; • двигательная; • коммуникативная; • трудовая; • познавательно-исследовательская; • продуктивная; • музыкально-художественная; • чтение. Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)" представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей. Педагогический коллектив каждого учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей. В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, необходимо выявлять несоответствие между практикой и требованиями, которые представлены в программах дошкольного образования, а также определять пути улучшения педагогической деятельности. Важным звеном в методической работе является организация и осуществление анализа воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ. Изучение педагогического процесса, его объективная оценка, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующая разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности дошкольного учреждения возможно при организации педагогического анализа. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Ежегодно проводится анализ результатов работы ДОУ. Содержание анализа по итогам учебного года в детском саде, работающем по программе «От рождения до школ» : • Состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы; общие выводы по блоку (тенденция по уровню здоровья и здорового образа жизни); резервы планирования деятельности на новый учебный год. • Результаты выполнения программы по всем направлениям; анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, художественно-эстетического развития и др.; общие выводы и резервы повышения качества выполнения программы. • Уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития); анализ успеваемости учеников 1-2 классов, бывших воспитанников детского сада; общие выводы. • Результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь в следующем учебном году; качество методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса; общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами. • Система работы с родителями (по итогам анкетирования); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями; общие выводы. • Итоги административно-хозяйственной работы и оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. На заключительном педагогическом совете подводятся итоги медико-педагогической деятельности учреждения, анализируется выполнение годовых задач, состояние образовательного процесса (специалисты знакомят коллектив с результатами сравнительного контроля) и оздоровительной работы (медицинские работники анализируют состояние здоровья детей). В ходе педагогического анализа и контроля проводится обсуждение деятельности как отдельного педагога (индивидуально), так и педагогического коллектива в целом, определяются основные направления работы по устранению недостатков. Список литературы. 1. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №11, 2011.Статья Особенности планирования работы с учетом ФГТ К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ. 2.(Книга) Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика - Из¬дательство «Академия», 2000. - 416 с. 3.(Сайт) http:// apruo.ru. Статья. «Воспитательная работа в детском саду» | |
Просмотров: 4972 | |
Всего комментариев: 0 | |