Образовательная деятельность в подготовительной группе по программе «Вдохновение».
Познавательное развитие.
Тема: «Знакомство с казачьей утварью».
Воспитатель
Корнеева С.Н.
Цель: Совершенствовать знания детей о жизни, быте и культуре Донского казачества.
Задачи.
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания о жизни казаков, их обычаях, предметах кухонной утвари.
- Приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры.
- Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: стряпка, стряпуха, ухват, чугун, махотка.
Развивающие:
- Развивать внимание и память.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление.
- Развивать речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ.
- Воспитывать эмоциональный отклик в душе детей от воспоминаний о прошлом.
Предварительная работа: беседы о жизни Донских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов кухонной утвари, продуктивная деятельность детей, дидактические игры.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование и материал: коробки для печки, соленое тесто, деревянные ложки, кухонная утварь, магнитофон.
Содержание образовательной деятельности:
Под казачью мелодию дети входят в зал в одежде казачат.
Воспитатель: Ребята, все вы знаете, что мы с вами живем на Донской земле.
А как называли людей, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?
Дети: Казаки
Воспитатель: Дети у нас сегодня гости, давайте поздороваемся, как здоровались казаки.
Дети: Здорово ночевали!
Гости: Слава богу!
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, мы с вами не зря в такой одежде – это русский казачий костюм. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили казаки в старину, какие у них были жилище, чем и как они устраивали свой быт.
- А сейчас давайте повернемся вокруг себя 3 раза и скажем
« Время, время остановись! К нашим предкам повернись!» Музыка
- А ну-ка, казачата, скажите, как назывались дома, в которых жили казаки?
- Курень( казачий дом назывался курень)
- Ребята, посмотрите, да вот же он . Давайте туда сходим.
Дети проходят в казачью комнату.
Мы с вами находимся в одной из главных частей куреня – кухне.
Раньше у казаков кухня называлась стряпка .
- Ребята , а как вы думаете, почему так называлась кухня ?
Стряпать означалоготовить еду. Отсюда и слова- стряпка, стряпухаДавайте повторим эти слова
Большую часть времени казачка проводила в стряпке. Она готовила вкусную еду для своей семьи.
- А знаете в чем она готовила еду?
- В чугуне, в нем варили кашу, картофель, борщ. Попробуйте какой он тяжелый.
Физминутка
- Давайте закроем глазки и представим, что в чугуне сварилась кашка. А теперь вдохнем, как пахнет кашка. А сейчас подуем и остудим кашку.
Игра « Горячий горшочек»
Хозяйка чтобы поставить чугунок в печь, использовала ухват. Ухват- это палка с надетой на нее металлическойрогаткой .
Посуда, которой пользовались казаки, была сделана из дерева и глины. Вот деревянные ложки и чашки. А вот посуда которая сделана из глины – это махотка и молочник в которых хранили молоко, квас, узвар. Давайте повторим эти слова.
Ребята, а вы знаете, что в каждой казачьей семье, было традицией приглашать гостей к столу. Давай и мы с вами накроем стол для наших гостей.
- А сейчас, вы как настоящие взрослые казаки и казачки, самостоятельно пойдете выполнять каждый свои обязанности
У меня есть волшебный мешочек, он мне в этом поможет, давайте туда заглянем и каждый выберет, чем он будет заниматься. ( Тянут цифры, столы пронумерованы)
Работа в центрах:
- Нам нужно приготовить праздничную посуду.
1 центр искусства: Разукрашивание посуды
2 центрискусства : Лепка – баранки
- А еще нам надо испечь из теста вкусные баранки. Ребята , а в чем же мы будем печь? Печки то у нас нет.
3 центр конструирование: Сложить печь ( наловить рыбки).
- А теперь пришло время накрывать на стол
4 центр игры: Сервировка стола.
А сейчас мы с вами пригласим к столу наших гостей
Дорогих гостей встречаем
Пышным ,круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим
- Посмотрите ребята, у меня есть волшебный сундучок. В сундучке в старину хранили вещи. Давайте его откроем . Это макет казачьего куреня, здесь собрано то, что поможет нам ознакомиться с их бытом.
А для того, чтобы вернуться из прошлого в настоящее, нам нужно отгадать загадки
( Загадки в кармашке)
-
|