" Знакомство с казачьей утварью"

Образовательная деятельность в подготовительной группе по программе «Вдохновение».

Познавательное развитие.

Тема: «Знакомство с казачьей утварью».

Воспитатель

Корнеева С.Н.

Цель:  Совершенствовать знания  детей о жизни, быте и культуре  Донского казачества.

Задачи.

Образовательные:

  1. Расширять и систематизировать знания  о жизни казаков, их обычаях, предметах  кухонной утвари.
  2. Приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры.
  3. Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: стряпка, стряпуха, ухват, чугун, махотка.

Развивающие:

  1. Развивать внимание и память.
  2. Развивать наблюдательность, логическое мышление.
  3. Развивать речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ.
  3. Воспитывать эмоциональный отклик в душе детей от воспоминаний о прошлом.

Предварительная работа: беседы о жизни Донских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественной литературы, знакомство с пословицами и поговорками.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание предметов кухонной утвари, продуктивная деятельность детей, дидактические игры.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материал: коробки для печки, соленое тесто, деревянные ложки, кухонная утварь, магнитофон.

 

 

Содержание образовательной деятельности:

Под казачью мелодию дети входят в зал в одежде казачат.

Воспитатель:  Ребята, все вы знаете, что мы с вами живем на Донской земле.

А как называли людей, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети:  Казаки

Воспитатель:   Дети у нас сегодня гости, давайте поздороваемся, как здоровались казаки.

Дети:   Здорово  ночевали!

Гости:   Слава богу!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите друг на друга, мы с вами не зря в такой одежде – это русский казачий костюм. Я вам предлагаю совершить  путешествие в прошлое и посмотреть как жили казаки в старину, какие у них были жилище, чем и как они устраивали свой быт.

-  А сейчас  давайте  повернемся вокруг себя 3 раза и скажем

« Время, время остановись! К нашим предкам повернись!»       Музыка

-  А ну-ка, казачата, скажите, как назывались дома, в которых жили казаки?

- Курень( казачий дом назывался курень)

- Ребята, посмотрите, да вот же он . Давайте туда сходим.

Дети проходят в казачью комнату.

 Мы с вами находимся в одной из главных частей куреня – кухне.

 Раньше у казаков кухня называлась  стряпка .

- Ребята , а как вы думаете, почему так называлась кухня ?

Стряпать  означалоготовить еду. Отсюда и слова- стряпка, стряпухаДавайте повторим  эти слова

Большую часть времени казачка проводила в стряпке. Она готовила вкусную еду для своей семьи.

- А знаете в чем она готовила еду?

- В чугуне, в нем варили кашу, картофель, борщ. Попробуйте какой он тяжелый.

Физминутка

- Давайте закроем глазки и представим, что в чугуне сварилась кашка. А теперь вдохнем, как пахнет кашка. А сейчас подуем и остудим кашку.

Игра « Горячий горшочек»

 Хозяйка чтобы поставить чугунок в печь, использовала  ухват. Ухват- это палка с надетой на нее металлическойрогаткой .

Посуда, которой пользовались казаки, была сделана из дерева и глины. Вот деревянные  ложки и чашки. А вот посуда которая  сделана из глины – это махотка и молочник в которых хранили молоко, квас, узвар. Давайте повторим эти слова.

Ребята, а вы знаете, что в каждой казачьей семье, было традицией приглашать гостей к столу. Давай и мы с вами накроем стол для наших гостей.

- А сейчас, вы как настоящие взрослые казаки и казачки, самостоятельно пойдете выполнять каждый свои обязанности

У меня есть волшебный мешочек, он мне в этом поможет, давайте туда заглянем и каждый выберет, чем он будет заниматься. ( Тянут цифры, столы пронумерованы)

Работа в центрах:

-  Нам нужно приготовить праздничную посуду.

1 центр искусства: Разукрашивание посуды

2 центрискусства : Лепка – баранки

- А еще нам надо испечь из теста вкусные баранки. Ребята , а в чем же мы будем печь? Печки то у нас нет.

3 центр конструирование:  Сложить печь    ( наловить рыбки).

- А теперь пришло время накрывать на стол

4 центр игры: Сервировка стола.

А сейчас мы с вами пригласим к столу  наших гостей

Дорогих гостей встречаем

Пышным ,круглым  караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим

- Посмотрите ребята, у меня есть волшебный сундучок. В сундучке в старину  хранили вещи. Давайте его откроем . Это макет казачьего куреня, здесь собрано то, что поможет нам ознакомиться с их бытом.

А для того, чтобы вернуться из прошлого в настоящее, нам нужно отгадать загадки

( Загадки в кармашке)

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

Категория: Корнеева Светлана Николаевна | Добавил: МБДОУ (25.12.2017)
Просмотров: 1637 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Адрес детского сада: МБДОУ д\с "Улыбка" ст. Верхнекундрюченская, ул. Центральная 2а, Усть-Донецкий район,Ростовская область.
Сайт детского сада
Будем рады ответить на все ваши вопросы На сайте в разделе "Обратная связь"
Наш сайт посетили