« Жаворонки, прилетите весну - красну на крыльях принесите».
Цель:познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Задачи: развивать интерес к истории и традициям народной культуры; развивать речь детей, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. Продолжать знакомить детей со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок; учить работать с тестом : замешивать, раскатывать жгут и оформлять птичку узлом из жгута, используя разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение, вытягивание (клюв, налепы (глаза). Словарная работа: встреча весны, весна-красна, жаворонок, заклички. Материал:презентация»Жаворонки»,готовое тесто,жаворонки-выпечка.
Используемая музыка: П.И. Чайковский «Песня жаворонка» Хоровод «Стало ясно солнышко припекать». «Веснянка» муз. Т. Потапенко. Ход занятия: Хоровод «Стало ясно солнышко припекать». Хозяюшка : 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка. Прилет жаворонка связывался с приходом весны,именно они на своих крыльях и приносят весну. -Давайте, и мы, позовём жаворонков. Хозяюшка поёт вместе с детьми в хороводе заклички. Жавороночекна приталинке Жаворонки-жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое! Унесите от нас зиму холодную, Нам зима холодной надоскучила, Руки, ноги отморозила. Хозяюшка: В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала: (Выходит девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками) - Ой, вы жаворонки, жавороночки Летите в поле, несите здоровье Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье. Хозяюшка: Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки. Хоровод «Ой жаворонки жаворонушкиЗакличка веснянка» Хозяюшка: А затем раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая фигурки «жаворонков» громко кричать закличку.(дети играют с жаворонками) Жаворонки-ноги тонки! Прилетите к нам , принесите нам! Конфетки на ветке! Весну-красну! Лето тёплое! Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях.
Иногда в тесто при выпечке «жаворонков» клали какие-нибудь предметы – колечко, пуговицу, монетку. А потом по попавшимся предметам гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, пуговица – счастье, монета – достаток. Хозяюшка: Сейчас мы с вами превратимся в поваров, и приступим к работе с тестом. С тестом надо работать аккуратно.с большой любовью, чтобы получились «жаворонки». (Хозяюшка приглашает пройти детей за столы) После объяснения Хозяюшки, дети лепят жаворонков под музыку П.И. Чайковский «Песня жаворонка» -Сначала раскатаем колбаску из теста. Затем увяжем узелком, так чтобы один конец был длиннее (хвостик). Сверху сделаем птичке глазик из изюма. Вот и получились у нас птички, «жаворонки».
(дети рассматривают жаворонков)
Хозяюшка:- А теперь мы птичек высушим, а потом их покрасим.
В конце занятия, Хозяюшка угощает детей булочками, которые называются «жаворонки» и подводит итог занятию.
| |
Просмотров: 2579 | |
Всего комментариев: 0 | |