Характеристика содержания педагогического процесса в ДОУ.
Характеристика содержания педагогического процесса в ДОУ. Формирование культуры безопасного поведения является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. В детском саде, работающем по программе «От рождения до школы», по направлению работы по теме «Безопасность» применяются следующие разделы: 1 . Ребенок и другие люди. 2. Ребенок и природа. 3. Ребенок дома. 4. Здоровье ребенка. 5. Эмоциональное благополучие ребенка. 6. Ребенок на улице. Данная программа не накладывает ограничения на выбор материала, оборудования, методических приемов. Воспитатель, учитывая опыт детей, подбирает и использует их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Целесообразно объединять некоторые темы, если привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного или неправильного поведения. Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Важно формировать у дошкольников не только самостоятельность, но и умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды. В дошкольном учреждении эту задачу взяла на себя образовательная область «Социализация». Ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития. Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем. С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт. Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам. Непосредственное участие воспитателя в детских играх, в общении и прак-тических делах позволяет дошкольникам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей. Основными методами воспитания выступают: (для примера приведена старшая группа ДОУ, работающего по программе «От рождения до школы».) • организация развивающих проблемно-практических и проблемно- игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов; • личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы; • сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и т. п.) • совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания; • этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире; • экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями; • игры-путешествия по родной стране, городу; • чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей); • знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Продумывая организацию жизни и деятельности дошкольников, педагог всегда помнит о воспитательном влиянии на детей запланированных им дел: какую роль они сыграют в социальном и культурном развитии детей, какой опыт отношений и чувств вынесет каждый ребенок. Дошкольники не всегда самостоятельно осознают нравственную и культурную составляющую в своих делах и поступках. Задача воспитателя — акцентировать внимание детей на переживаемых ими чувствах, правилах культуры общения, проявлениях сотрудничества и взаимопонимания, которые помогают детям успешно решать общие задачи и постепенно становиться культурными людьми, с которыми охотно общаются окружающие. Трудовое воспитание дошкольников — это деятельность, которая направлена на развитие трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Задачи трудового воспитания дошкольников: • воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь; • развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности; • формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость; • развитие навыков организации работы; • воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания. Задачи трудового воспитания воплощаются в дошкольных образовательных учреждениях и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Труд детей дошкольного возраста можно разделить на несколько видов: • самообслуживание; • хозяйственно-бытовой труд; • труд по уходу за растениями и животными; • ручной труд. Особенности трудового воспитания дошкольника (На примере ДОУ, работающего по программе «От рождения до школы»). Особенности отношения к трудовой деятельности ребенка заключаются в том, что его больше привлекает процесс труда, чем конечный результат. Поэтому для дошкольника важна связь между трудом и игрой. Основные методы и приемы трудового воспитания: • помочь ребенку в определение цели труда; • обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима; • научить разбивать работу на этапы выполнения; • продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать; • пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу; • обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата; • поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели; • проверять и оценивать вместе с ребенком ход и результаты работы; • привлекать ребенка к совместному труду, подавать пример ответственного отношения к делу, при этом помогая советом или делом, если возникли затруднения; • пробуждать инициативу у ребенка к самостоятельным решениям. Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье. | |
Просмотров: 810 | |
Всего комментариев: 0 | |