Хочу поделиться своим инновационным методом ,используемым в работе с дошкольниками. Этот метод называется «Детский совет». Началось все с того, что наш детский сад начал реализовать программу «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина. Целью Программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования. Программа нацеливает ДОО на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка, раскрытия его способностей и талантов и описывает ее целевое состояние, обеспечивающее выполнение поставленных перед ней образовательных задач. В первую очередь при реализации программы к началу учебного года я изменила и подготовила развивающую среду. Разделила группу на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования:
Размещение оборудования организовала таким образом, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и тоже время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Постоянно работаю над оснащением предметно – развивающей среды. Программа «Вдохновение» предполагает использование проектной деятельности в образовательном процессе. В связи с реализацией проектной деятельности в группах организовала уголки для ведения проектов. Проект в образовательной организации - это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. Проектная деятельность определяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях. Это не метод а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах. Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса, так что их участию придается большое значение. Главной целью в своей работе, я считаю организацию детей. Собрать всех в единое целое, заинтересовать, дать заряд на весь день. Меня заинтересовал метод «детского совета», который предполагает программа «Вдохновение». И я решила его использовать в своей работе. Что собой представляет «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Я тщательно изучила задачи «детского совета»:
И вот сейчас я опишу, как у меня получилось использовать «детский совет» в своей работе. «Детский совет» я провожу два раза в день. Утром, и в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. Структура моего «детского совета»:
Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. У нас в группе имеется волшебный колокольчик. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют.
Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. Наш детский совет начинается с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. И я стараюсь дать всем ребятам высказать свои эмоции и чувства. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.
Этот вопрос мы рассматриваем по-разному. Это может быть история одного ребенка «я на море видел медузу, а сколько их – морских жителей?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня попала под проливной дождь». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей старшего дошкольного возраста в проектирование я использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?».
Планирование я осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываю идеи и вопросы детей. Я помогаю сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, я предлагаю детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»
Так заканчивается наш утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели. Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
«Проектная деятельность в дошкольной организации» под редакцией Л.В. Свирской «Детский совет» методические рекомендации для педагога под редакцией Л.В. Свирской «Программа Вдохновение « под редакцией К.В. Загвоздкина Л.В. Свирской.
| |
Просмотров: 309 | |
Всего комментариев: 0 | |